Среди автовладельцев не утихают дискуссии о том, насколько эффективны фрикционные колеса на дороге в холодное время года. И действительно, как «голая» резина может цепляться за лед, не имея металлических шипов? Что такое фрикционные шины, в чем их особенности, преимущества и недостатки, рассмотрим в статье.
Особенности фрикционной резины
Фрикционные шины (от англ friction – трение) – это зимние покрышки без защитных элементов, которые обеспечивают сцепление с поверхностью путем трения. По-другому их называют «липучками». Благодаря современным технологиям такие колеса выступают хорошей альтернативой шипованным моделям в условиях мягких зим и городских дорог.
Автошины без шипов изготавливаются из специальной криосилановой резиновой смеси, обладающей пористой структурой. Пористая текстура покрышки взаимодействует с поверхностью и обеспечивает короткий тормозной путь на зимней трассе. Некоторые производители добавляют в компаунд нешипованных моделей частицы скорлупы грецкого ореха или микрочастицы кристаллов, которые усиливают сцепление резины с дорогой, выполняя функцию микрошипов. Мягкая резиносмесь с силикой обеспечивает липучкам производительность в большом диапазоне температур (от +5 до -40°C).
Еще одна особенность фрикционных покрышек – густая ламелизация. Протектор состоит из полосок резины (ламелей), которые под весом автомобиля прогибаются в горизонтальном и вертикальном направлении и становятся под нужным для эффективного контакта углом. Эти элементы бывают поперечными, диагональными и зигзагообразными. Профиль липучки оснащен большим количеством блоков, чем летний или всесезонный. Это позволяет использовать увеличенное количество ламелей и повысить тем самым кромочный эффект для создания большей площади сцепления колес с дорожным покрытием.
Типы фрикционной резины
В зависимости от условий эксплуатации нешипованные модели бывают нордическими (скандинавскими) и европейскими. Нордические предназначены для суровых морозных зим и отличаются увеличенной глубиной протектора для лучшего прилипания к снежной поверхности. В сравнении с европейскими, они имеют низкий индекс скорости (160-190 км/ч) из-за массивного протектора с плотной нарезкой ламелей.
Автошины скандинавского типа изготовлены из более эластичной резиновой смеси, которая гарантирует эффективность на снегу и льду при экстремально низких температурах. Европейские варианты хорошо адаптированы к очищенному от снега городскому асфальту и мокрой дороге.
Каталог ВсеКолёса.ру систематизирует товары популярных магазинов Москвы и других городов России. Подобрать подходящий комплект на зиму помогут отзывы, обзоры и тесты. Рейтинг нешипованных шин 2022 дополнит представление о параметрах резины и поможет определиться с выбором.
Принципы работы нешипованных шин
Задача любых зимних колес – преодоление ледяных препятствий, снега, снежной каши и воды. На заснеженной трассе производительность шипованных и нешипованных моделей равнозначна, поскольку значение имеет только глубина протектора. Контакт с белым покрытием полностью зависит от формы шашек и работы сцепных кромок.
На льду у покрышек без шипов подключается фрикционный слой. При вращении колеса нагреваются, и при контакте со льдом образуется водяная микропленка. Пористая структура профиля абсорбирует воду и дает плотное прилегание резины к поверхности. Шероховатый протектор, подобно наждачке, цепляется за скользкое покрытие, уменьшая тормозное расстояние.
Эксперты отмечают, что при температуре до -20°С липучки проигрывают шипам, которые «вгрызаются» в лед. Однако при более низких значениях шипы не так эффективно прокалывают лед, и характеристики сцепления у обоих вариантов выравниваются.
На мокрой дороге лучше работают колеса без «стальных зубов». Фрикционные шины образуют большую площадь контакта с мокрым асфальтом и благодаря протектору-губке впитывают лишнюю влагу. С липучками не нужно бояться резкой смены погоды: они надежны в мороз и в оттепель.
Преимущества и недостатки фрикционных шин
Как и другие сезонные колеса, фрикционки имеют свои плюсы и незначительные минусы, которые компенсируются водительским опытом. Перед покупкой изучите нюансы работы нешипованных покрышек в целом и определенных моделей.
Преимущества:
- Отсутствие защитных элементов наделяет резину комфортом вождения и снижает расход топлива.
- Увеличенный срок эксплуатации, нет негативного влияния на дорожное полотно.
- Мягкая резиносмесь позволяет сохранять тягово-сцепные свойства в большом диапазоне температур.
- Самоочищающийся протектор отвечает за эффективную тягу и управляемость при поездках по снегу.
- Развитая дренажная система в виде канавок и особая пористая текстура профиля обеспечивает защиту от аквапланирования.
- Продуманный дизайн и особый состав позволяет использовать липучки в межсезонье.
Недостатки:
- В сравнении с шипованными вариантами, фрикционки на 20% хуже тормозят на обледенелом покрытии.
- Такие колеса нуждаются в обкатке на скорости 70-80 км/ч до 500 км. Это делается для того, чтобы ламели стали в правильном направлении.
- Непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снегу. При резком торможении на скользкой снежной поверхности липучки менее эффективны шипованных моделей.
Изучив особенности нешипованных зимних покрышек, вы с легкостью сможете подобрать новый комплект на ресурсе ВсеКолёса.ру.
01.03.2023 Автор статьи: Анна Костина